Ямочный ремонт
Автодороги‚ как любые иные инженерные сооружения‚ рассчитаны на определенный срок службы. За этот срок они постоянно подвергаются различным внешним воздействиям как климатических факторов, так и автотранспортным нагрузкам. Основным (самым незащищенным и наиболее изнашиваемым) их элементом являются асфальтовые или асфальтобетонные покрытия.
Периодически (чаще всего - с наступлением весны) покрытие автодорог требует ремонта и коррекции. Это, в первую очередь, обусловлено влиянием таких факторов, как низкие температуры, влияние атмосферных осадков и не щадящих химических реагентов, высокие транспортные нагрузки. По завершению осенне-зимнего периода внешний вид и качество дорог зачастую оставляют желать лучшего, а в некоторых, особо тяжелых случаях, их дальнейшая эксплуатация просто невозможна. Самый распространенный выход из проблемной ситуации - это так называемый "ямочный" ремонт.
Ямочный ремонт (согласно определению Строительного словаря) - это комплекс ремонтных работ, устраняющий на дорожном или ином покрытии различные дефекты в виде бугров, наплывов, выбоин, отдельных волн и др. Согласно же Словарю-справочнику терминов нормативно-технической документации, ямочный ремонт заключается в удалении и последующей замене материала выбоин на дорожном асфальтовом или асфальтобетонном покрытии.
ООО "СТЗ" продает уникальную машину для ямочного ремонта дорог - "Тайфун". Ознакомиться с ее внешним видом, принципом действия и подробными техническими характеристиками Вы можете по ссылке - машина для ямочного ремонта.
Ямочный ремонт дорог в России и в мире
В результате многих сотен и тысяч нагружений‚ а порой и перегрузок покрытия‚ износа и старения его материалов‚ а иногда и не очень высокого изначального их качества или неполноценного и неравномерного выполнения отдельных дорожно-строительных операций‚ особенно уплотнения‚ на нем с течением времени возникают всевозможные хорошо известные дорожникам и автомобилистам дефекты‚ деформации и разрушения (шелушения‚ выкрашивания‚ неровности‚ трещины‚ сколы‚ выбоины‚ ямы‚ скользкость и т. п.).
Дорожные службы всего мира ежегодно выполняют значительные объемы работ по ликвидации появившихся дефектов и разрушений. Практикой установлено‚ что поверхность покрытия‚ нуждающаяся в локальном текущем ремонте‚ ежегодно может составлять до 2–3% от общей площади покрытия дороги или ее участка. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12–15%‚ общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади.
Подобное систематическое «лечение» дорожного покрытия осуществляется различными методами‚ средствами и материалами‚ в совокупности определяющими качество‚ срок службы и стоимость‚ т. е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ – обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта со скоростью‚ разрешенной «Правилами дорожного движения».
В Великобритании ремонт дорог классифицируется по времени жизни покрытия (8, 15, 30 и 60 лет). В России же, зачастую, "ямочных заплаток” хватает в среднем всего лишь на 1-2 сезона.
В России предельно-допустимые площади повреждения асфальтобетонных дорожных покрытий, крайние сроки их устранения после обнаружения, требуемое качество заделки повреждений дорожного покрытия в зависимости от уровня его ровности установлены ГОСТ Р 50597-93 («Требования к эксплуатационному состоянию‚ допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»):
ГрДиУ | ППП | СЛП | Провн | ||
ПКРС2 | ТХК2 | ЧПР | |||
А (более 3000) | 0,3 (1,5) | 5 | 660 | 120 | 7 |
Б (1000–3000) | 1,5 (3,5) | 7 | 860 | 120 | 9 |
В (менее 1000) | 2,5 (7,0) | 10 | 1200 | 265 | 14 |
Обозначения столбцов таблицы:
ГрДиУ - группа дорог и улиц по интенсивности движения (авт./сутки)
ППП - предельная площадь повреждений (м2) на 1000 м2 дорожного покрытия, не более
СЛП - срок ликвидации повреждений (суток), не более
Провн - показатель ровности дорожного покрытия
ПКРС2 - показатель ровности дорожного покрытия по прибору ПКРС-2 (см/км), не более
ТХК2 - показатель ровности дорожного покрытия по толчкомеру ТХК-2 (см/км), не более
ЧПР - число просветов под 3-метровой рейкой (%), не более
Примечание:
1. В скобках даны значения повреждений для весеннего периода.
2. Размеры единичных (отдельных) просадок, ям, выбоин и т. п. не должны превышать по ширине 60 см,
длине – 15 см и глубине – 5 см.
3. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03.
Технология ямочного ремонта
Технология ямочного ремонта при его выполнении подразумевает соблюдение следующей последовательности мероприятий:
- ограждение мест производства работ;
- очистка покрытия;
- определение зон разрушения покрытия;
- разметка мест ремонта, нарезка, вырубка и очистка «карт»;
- огрунтовка стенок и дна «карты»;
- укладка, разравнивание и уплотнение смеси;
- отделка мест сопряжения, уборка и погрузка отходов;
- контроль качества работ;
- снятие ограждений.
Знаки, разметка и ограждения при ямочном ремонте дорожного покрытия
Место выбоины обрабатывается фрезой на глубину 5 см, вдоль и поперек существующей дороги. Бетон удаляется с поврежденного места на полную глубину. Если подстилающий слой окажется неустойчивым, он также удаляется и заменяется подходящим материалом. Укладка бетона и уход за ним осуществляются в соответствии с п. 4.04.6.
3.13.6. При устройстве верхних макрошероховатых слоев (слои износа, тонкие дорожные покрытия) из БМО смесей следует руководствоваться главами 3.10 (дорожные покрытия) и 3.09 (слои износа и тонкие слои) с учетом дополнений. Толщина слоев принимается, исходя из условия, что: слой не должен работать как самостоятельный слой, а должен иметь отличное сцепление с обрабатываемым цементобетонным покрытием. Практически это означает, что толщина слоя должна быть не более 3,5 мм в уплотненном состоянии.
Подгрунтовка цементобетонного покрытия должна выполняться в соответствии с главой 3.07.
3.13.7. При устройстве двойной поверхностной обработки (только двойной, одиночная не приживается) следует руководствоваться документами, указанными в главе 3.06. Обязательна двойная подгрунтовка в соответствии с главой 3.07.
← Назад
Просмотров: 8454
Дата: Воскресенье, 21 Июня 2015
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями и коллегами